Внедрение наилучших доступных технологий и автоматических средств измерения и учета

С 01.01.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», внесенные Федеральными законами от 21.07.2014 № 219-ФЗ и от 29.12.2014 № 458-ФЗ, касающиеся среди прочего внедрения наилучших доступных технологий. 

1. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

С 1 января 2020 года в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, при наличии нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для значительного снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо внедрение наилучших доступных технологий на нескольких объектах. При этом внедрение наилучших доступных технологий должно непосредственно оказывать реальный положительный эффект снижения негативного воздействия на окружающую среду и оформляться надлежащим образом.

В силу требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов производства и потребления, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

Изменение системы нормирования с 1 января 2019 года предполагает оформление комплексного экологического разрешения.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дано определение комплексному экологическому разрешению – это документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

В комплексном экологическом разрешении будут содержаться требования по компонентам окружающей среды, затрагиваемым в ходе хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, предприятие вместо нескольких разрешительных документов будет оформлять единый комплексный документ. При этом для получения комплексного экологического разрешения объем подготовки документации не уменьшится.

В том числе, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» будет дополнена подпунктом 7.6, согласно которому материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В ходе проведения государственной экологической экспертизы вышеуказанных материалов, в том числе будет рассматриваться мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий в целях применения коэффициента 0. 

2. Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия.

Соответственно, в силу значительного негативного воздействия на окружающую среду предприятия черной, цветной металлургии, химии и нефтехимии, теплоэнергетики и др. будут отнесены к I категории. Следовательно, для указанных предприятий будут установлены максимально жесткие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. 

Кроме того, с 1 января 2018 года вступает в силу требование для объектов I категории, согласно которому стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информацию об установке автоматических средств измерения и учета, месте их размещения, количестве и качестве считываемой информации и т.п. будет необходимо так же подтвердить в ходе проведения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

На обсуждении находятся вопросы об отмене применения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении государственного экологического надзора. Также рассматривается вопрос о возможности постоянного присутствия представителей органов государственного экологического надзора на предприятиях I категории.  

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 будет дополнена подпунктом 7.5, согласно которому проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. 

ВЫВОДЫ:

1. Неверный подбор и внедрение новых технологий, а так же ненадлежащее оформление документации к ним, может привести к непризнанию этих технологий наилучшими доступными технологиями в ходе проведения государственной экологической экспертизы, что исключит применение при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы коэффициента 0.

2. Неверный подбор и установка автоматических средств измерения и учета, может привести к тому, что в ходе государственной экологической экспертизы могут быть сделаны выводы о несоблюдении требований законодательства, согласно которому стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета.

3. Учитывая сроки, установленные законодательством (2018 – установка средств учета, 2019 – комплексное экологическое разрешение и 2020 – применение коэффициента 0), а также учитывая сроки и стоимость закупки и внедрения средств учета, внедрения или подтверждения существующих наилучших доступных технологий, подготовки материалов обоснования комплексного экологического разрешения и проведения государственной экологической экспертизы (5 месяцев включая слушания), к данной работе необходимо приступить заранее.  

Проведение предварительного экологического анализа существующей на предприятии ситуации, подготовка планов по эффективному и рациональному внедрению наилучших доступных технологий, установке приборов учета и надлежащее оформление природоохранной документации позволит получить необходимый эффект от внедрения наилучших доступных технологий и в результате снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду. ООО "Экосфера" готово оказать данные услуги Вашему предприятию. 

Написать нам

Наши заказчики

Росинжиниринг Проект

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Инженерно-экологические изыскания. Оценка воздействия на окружающую
среду. Перечень мероприятий по охране окружающей среды. Проект освоения лесов. Проект зон санитарной охраны. Общие технические решения по обороту с отходами.

Отзыв генерального директора:

Мы доверяем ООО "Экосфера" самые сложные вопросы в области экологии и смежных областях. Высококвалифицированный персонал всегда готов дать разъяснения по спорным вопросам, возникающим при согласовании и экспертизе проектной документации. Все работы Обществом сдавались в срок. 

А.А.Ульянов

ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Проектно-изыскательские работы.

Содержание работ:

По заданию Заказчика проведен комплекс инженерных изысканий и разработаны проекты рекультивации.

РН-БУРЕНИЕ

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Проектно-изыскательские работы. Разработка технологии обезвреживания отходов методом реагентного капсулирования. 

Содержание работ:

Проведены изыскательские работы и разработана проектная документация на объекты обезвреживания отходов. Разработана технология обезвреживания отходов бурения методом реагентного капсулирования. Приказом Росприроднадзора № 243 от 24.03.15 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации "Технологический регламент обезвреживания отходов бурения методом реагентного капсулирования". Осуществлено юридическое и консультационное сопровождение процедуры оформления лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов, соискателем получена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-IV класса опасности на производственных площадках в трех субъектах Российской Федерации. 

Балтнефтепровод

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Экспертное заключение о соблюдении Росприроднадзором требований законодательства при исчислении размера вреда водному объекту.

Содержание работ:

Нашим аккредитованным экспертом подготовлено независимое заключение о соблюдении требований законодательства Департаментом Росприроднадзора по СЗФО при исчислении размера вреда, причиненного водному объекту в результате аварийного разлива нефти. В экспертном заключении были отражены нарушения требований Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 № 87. Данное экспертное заключение может быть использовано природопользователем для защиты своих интересов в суде  при предъявлении Росприроднадзором иска о взыскании вреда, причиненного водному объекту.  

Департамент ЖКХ и благоустройства города Москвы

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Изменения и дополнения в Технологию зимней уборки улиц.

Содержание работ:

В рамках государственного контракта внесены изменения и дополнения в Технологию зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее). 

НИЖНЕ-ОБСКОЕ БАССЕЙНОВОЕ ВОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (БВУ)

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Разработка Правил использования водных ресурсов. Разработка Правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.

Содержание работ:

В рамках государственных контрактов в 2013-2014 гг. разработаны и согласованы в территориальных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ Правила использования водных ресурсов и Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ. 

Севералмаз

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Анализ проектной документации. Консультационное сопровождение проектной документации при прохождении процедуры государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре. 

Содержание работ:

Специалистами нашей компании проведен анализ проектной документации Заказчика, подготовлены рекомендации по приведению проектной документации в соответствие с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.  Наши специалисты приняли участие в заседаниях экспертной комиссии, в рамках консультационного сопровождения процедуры государственной экологической экспертизы были выданы рекомендации по устранению замечаний экспертной комиссии. Получено положительное заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. 

ТюменьНИПИнефть

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Математическое моделирование распространения взвешенных веществ при производстве гидротехнических работ.
 
Расчет ущерба водным биологическим ресурсам.

Содержание работ:

По заданию заказчика было произведено математическое моделирование распространения взвешенных веществ при производстве гидротехнических работ, а так же выполнен расчет ущерба водным биологическим ресурсам. Проведено методическое сопровождение разработанных материалов в Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в рамках Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384.

Нижегородский Водоканал

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Экспертное заключение о соблюдении Росприроднадзором требований законодательства при исчислении размера вреда водному объекту. Расчет вреда, причиненного водному объекту, в результате нарушения водного законодательства. 

HELIPORT Moscow

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Разработаны и согласованы проекты обоснования размера СЗЗ вертолетных площадок Хелипорт Реутово, Хелипорт Истра и Хелипорт Москва

Содержание работ:

По заданию Заказчика разработаны проекты обоснования размера санитарно-защитной зоны вертолетных площадок Хелипорт Реутово, Хелипорт Истра и Хелипорт Москва. Получены положительные экспертные заключения на разработанные проекты обоснования размера санитарно-защитной зоны. Получены санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны.    

 

ЕФН-Экотехпром МСЗ 3

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Разработан ОВОС, организованы и проведены общественные обсуждения, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. Осуществлено сопровождение процедуры оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению и обезвреживанию отходов I-IV класса опасности.   

  

Содержание работ:

По заданию заказчика подготовлен раздел ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) по проекту «Усовершенствование технологических процессов приема, термического обезвреживания отходов, очистки дымовых газов и обслуживания действующего мусоросжигательного завода № 3», проведены общественные обсуждения проектной документации, включая материалы ОВОС, получено положительное заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Сформированы материалы лицензионного дела. Осуществлено сопровождение процедуры оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению и обезвреживанию отходов I-IV класса опасности.   

   

 

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Разработана территориальная схема обращения с отходами

Содержание работ:

По заказу Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в рамках государственного контракта выполнены работы по разработке  Территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Смоленской области.


23.09.2016 Центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) принято решения о согласовании Территориальной схемы.
 

ЛСР-Базовые

ОБЪЕКТЫ ЗАКАЗЧИКА

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

Разработаны материалы оценки воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, разработаны ОВОС, организованы и проведены общественные обсуждения, получены положительные заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.