Внедрение наилучших доступных технологий и автоматических средств измерения и учета
С 01.01.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», внесенные Федеральными законами от 21.07.2014 № 219-ФЗ и от 29.12.2014 № 458-ФЗ, касающиеся среди прочего внедрения наилучших доступных технологий.
1. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.
С 1 января 2020 года в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, при наличии нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для значительного снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо внедрение наилучших доступных технологий на нескольких объектах. При этом внедрение наилучших доступных технологий должно непосредственно оказывать реальный положительный эффект снижения негативного воздействия на окружающую среду и оформляться надлежащим образом.
В силу требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов производства и потребления, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Изменение системы нормирования с 1 января 2019 года предполагает оформление комплексного экологического разрешения.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дано определение комплексному экологическому разрешению – это документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
В комплексном экологическом разрешении будут содержаться требования по компонентам окружающей среды, затрагиваемым в ходе хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, предприятие вместо нескольких разрешительных документов будет оформлять единый комплексный документ. При этом для получения комплексного экологического разрешения объем подготовки документации не уменьшится.
В том числе, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» будет дополнена подпунктом 7.6, согласно которому материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В ходе проведения государственной экологической экспертизы вышеуказанных материалов, в том числе будет рассматриваться мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий в целях применения коэффициента 0.
2. Статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия.
Соответственно, в силу значительного негативного воздействия на окружающую среду предприятия черной, цветной металлургии, химии и нефтехимии, теплоэнергетики и др. будут отнесены к I категории. Следовательно, для указанных предприятий будут установлены максимально жесткие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Кроме того, с 1 января 2018 года вступает в силу требование для объектов I категории, согласно которому стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информацию об установке автоматических средств измерения и учета, месте их размещения, количестве и качестве считываемой информации и т.п. будет необходимо так же подтвердить в ходе проведения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.
На обсуждении находятся вопросы об отмене применения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении государственного экологического надзора. Также рассматривается вопрос о возможности постоянного присутствия представителей органов государственного экологического надзора на предприятиях I категории.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 будет дополнена подпунктом 7.5, согласно которому проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
ВЫВОДЫ:
1. Неверный подбор и внедрение новых технологий, а так же ненадлежащее оформление документации к ним, может привести к непризнанию этих технологий наилучшими доступными технологиями в ходе проведения государственной экологической экспертизы, что исключит применение при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы коэффициента 0.
2. Неверный подбор и установка автоматических средств измерения и учета, может привести к тому, что в ходе государственной экологической экспертизы могут быть сделаны выводы о несоблюдении требований законодательства, согласно которому стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета.
3. Учитывая сроки, установленные законодательством (2018 – установка средств учета, 2019 – комплексное экологическое разрешение и 2020 – применение коэффициента 0), а также учитывая сроки и стоимость закупки и внедрения средств учета, внедрения или подтверждения существующих наилучших доступных технологий, подготовки материалов обоснования комплексного экологического разрешения и проведения государственной экологической экспертизы (5 месяцев включая слушания), к данной работе необходимо приступить заранее.
Проведение предварительного экологического анализа существующей на предприятии ситуации, подготовка планов по эффективному и рациональному внедрению наилучших доступных технологий, установке приборов учета и надлежащее оформление природоохранной документации позволит получить необходимый эффект от внедрения наилучших доступных технологий и в результате снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду. ООО "Экосфера" готово оказать данные услуги Вашему предприятию.
Популярные разделы и услуги:
Экологический аудит / Инженерно экологические изыскания / Разработка проекта ПДВ / Разработка ПНООЛР / Разработка проекта санитарно защитной зоны / Разработка проекта зоны санитарной охраны